Народный архив Тульской губернии. Алексинский уезд
Вы хотите отреагировать на этот пост ? Создайте аккаунт всего в несколько кликов или войдите на форум.
Народный архив Тульской губернии. Алексинский уезд

Филиал народного архива Российской Империи. Обмен генеалогической и краеведческой информацией, взаимопомощь и взаимовыручка тех, кто ищет

Поиск по галерее сайтов НАРОДНОГО АРХИВА
Сообщите о нас пожалуйста
Партнеры
Создать форум

Не назойливая реклама
Здесь может быть размещена Ваша реклама
Все флаги в гости к нам
Flag Counter
Счетчик
Яндекс.Метрика

Вы не подключены. Войдите или зарегистрируйтесь

Информация о селе Рождество

Перейти вниз  Сообщение [Страница 1 из 1]

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

ПГМ:  http://etomesto.com/map-tula_pgm/?x=37.065369&y=54.445972

Кеппен: с. 26
СНМ 1862: № 659

Стрельбицкий:  http://etomesto.com/map-karta-strelbickogo/?x=37.059997&y=54.458105

Шуберт: http://www.etomesto.ru/shubert-map/13-14/?h=142783&v=75418

РККА 1941: http://etomesto.com/map-rkka_n-37-a/?x=37.066627&y=54.446925

Сейчас нет:
городской округ Алексин
Тульская область, Россия
54°26′55″N, 37°4′18″E
54.448740, 37.071661

https://naritg6.forum2x2.ru

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

http://ag.aleksin-city.info/2004/statii/002/

"Атлантида " Алексинского уезда

 "Рождество что на Слуках.."

Продолжая разговор, начатый в предыдущих номерах «Алексинской городской», об исчезнувших селениях Алексинского уезда, приведем сведения о селении Рождество-Слуки, почерпнутые из вышеназванных архивных источников:
1.    «Село Рождество-Слуки занимает гористую местность, в 50-ти верстах от Тулы и в 7-ми верстах от Алексина… Время возникновения прихода с точностию определить нельзя, но судя по тому, что настоящий храм его, построенный в 1775 г., уже третий по счету, приход принадлежит к древнейшим по своему происхождению. По преданию, сохранившемуся в роде священников, преемственно поступавших на места своих родителей с 1792 г., приход этот был очень большой: теперешние приходы сел Сенева, Широносова, Колюпанова и Фомищева составляли части этого прихода и разновременно выделились из него в самостоятельные приходы. Название села происходило от храма, а название «что на Слуках» от урочища около села. В настоящее время приход состоит, кроме села, из деревень: Душкина в полуверсте от села, Кишкина в таком же разстоянии, Картавцева в 5-ти верстах, Киевцы в 3-х верстах, Лукерьина, Сукромны, Сычева и Меньшикова. Всего населения в приходе числится 646 мужескаго пола и 728 женска пола. Первоначальный храм в приходе был деревянный, находящийся от настоящей церкви саженях в 10-ти. Второй также деревянный храм построен был, как видно из надписи на сохранившемся храмозданном кресте, в 1648 г…. Когда этот храм покончил свое существование, неизвестно. Третий храм, существующий теперь, во имя Рождества Христова, построен в 1775 г. на средства прихожанина, маиора Александра Змиева. Придельный алтарь в храме, во имя Чудотворца Николая, устроен в 1791 г. на средства жены храмоздателя Агриппины Змиевой. В 1848 г. храм был капитально обновлен, при чем уничтожена была шедшая вокруг церкви галерея, а колокольня, стоявшая отдельно, соединена была с храмом. Причт состоит из священника, диакона и псаломщика. Церковной земли имеется: усадебной 2 десятины 1440 сажен, полевой 43 десятины 1553 сажени, сенокосу 3 десятины 800 сажен, под проселочными дорогами 1 десятина 900 сажен, под протоками 465 сажен, под церковью и кладбищем 400 сажен, с 1889 г. в селе открыта церковно-приходская школа» /Малицкий П. И. «Приходы и церкви Тульской епархии». Тула, 1895, с. 58 – 5 9/.
2.    В Материалах для истории церквей Калужской епархии «Алексинской десятины жылыя данныя церкви и пустовыя земли 7136 /1628/ - 1746 гг.» церковь Рождества Христова на Слуках упоминается неоднократно и в разной связи. «Из всех церквей, бывших по писцовым книгам 136 и 137 /1628 и 1629/ гг. в Алексинском уезде, к патриаршей области принадлежали только 6, из них 3 городских… да 3 уездных: архангела Михаила на р. Свинке, Рождества Христова на Слуках и Дмитрия Солунского на р. Шане…» /с. 1/. Выписки из Приходных окладных книг Патриаршего Казенного приказа за 1628 – 1746 годы содержат следующие сведения о данной церкви: «Рождества Христова на Слуках дани 9 алтын 4 денги, заезда гривна. 161 г. /1653 – С. Г./  у той церкви двор попов, двор пономарев, 5 дворов дворянских, 26 дворов крестьянских, двор вдовей, пашни церковной 4 десятины в поле… сена10 копен… 187  г. /1679 – С.Г./ у той церкви двор попов, двор дьячков, двор пономарев, 11 дворов вотчинных, 14 дворов крестьянских лучших, 15 дворов крестьянских средних и молотчих, 32 двора бобыльских, двор людской… дани рубль 6 алтын 4 денги. 196 г. /1688 – С. Г./ поп Данил венчал в прошлом 195 г. брата своего дьячка отрока Федку Иванова с девкою Агафьицею Григорьевою дочерью без венечной памяти и за тое вину его венечных пошлин вдвое 8 алтын взято, а вместо пени он поп Данил сидел в хлебной и муку сеял… 1730 г. генваря 31 дана первая, а в 1733 г. июля 16 вторая патрахельная памяти вдовому попу Ивану Лаврентьеву, в обоих случаях на 3 года, пошлин по 5 алтын в год. 1738 г. июля 18 день, вышенаписанный поп Иван Лаврентьев поданным в Синодальный Казенный приказ прошением просил выдать ему третью патрахельную память на три года. 1746 г. церковь Рождества Христова на Слуках на речке Крушме дани рубль 60 копеек» /с. 4/
В XVIII веке, а возможно и ранее, настоятели церкви Рождества Христова являлись управителями духовных дел /поповскими старостами/ Алексинской десятины, о чем свидетельствуют неоднократные записи:
а). «… 1703 г. февраля в 19 день…, и против того челобитья в Алексин послана грамота к старосте поповскому к Рождественскому попу, что на Слуках, Лаврентию велено про вышеписанныя дворовыя места и селища и пустошь сыскать и сыск прислать…» /с. 79/.
б). «1714 г. марта 17 запечатан указ о освящении новопостроенной церкви Иоанна Милостиваго да в приделе Николая Чудотворца старосте поповскому Рождественскому попу Лаврентию Андриянову…» /с. 12/.
в). «1736 г. генваря 26 церкви Николая Чудотворца поп Андрей Никитин в Синодальный Казенный приказ писал… послать указ Алексинской десятины Духовных дел управителю Рожденственскому попу Ивану Лаврентьеву…» /с. 18/.
г). «1738 г. августа 28 выдан указ  Алексинской десятины Духовных дел управителю Рождественскому попу Ивану Лаврентьеву…» /с. 12/
3. В «Писцовых книгах Тульского края», касающихся Алексинского уезда, упоминание церкви Рождества Христова на Слуках встречается несколько раз в связи с межеванием спорных земель: «… от того столба и от ямы вверх тем же Островским верхом до дороги Алексинской, а Рождественская тож, что ездят от Рождества Христова и из иных деревень в деревню Епишкову...» /с. 8/.  И в другом месте: «193 г./1685 – С. Г./ июля 9 день роспись полюбовной меже Семена Иванова сына Епишкова с Алексинскими пушкарями, что учинена полюбовная межа от Алексинской дороги, что ездят от Рождества Христова в деревню Епишкову…» /с. 32/. В списках частных владений Алексинского уезда село Рождество-Слуки, как и Серебрянь, не значится.
4. «Погост Рождественский, что на Слуках /церкви Рождества Христова/ священно и церковно служителей. Под селениями земли: 2 десятины 1440 сажен, пашни 49 десятин 1553 сажен, сенных покосов 3 десятины 800 сажен, неудобных мест 1 десятина 1765 сажен. Селением оврагов Рождественского и Поклонского на кривых сторонах. Церковь во имя Рождества Христова. Дачею: оврагов Поклонского на правой стороне и Задорожного на левой и по обе стороны Рождественского и безымянного. Грунт земли, урожай хлеба, покосы таковы же как и в № 71-м» /Архив АХКМ, т. 14, с. 49/.
5. Принесенный в музей неизвестным лицом листок содержал следующую информацию: «Приходы Тульской епархии 1915 – 1916 гг. Село Рождество, Слуки – церковь Рождества Христова 1906 – 1909 гг. Пограничные села: Сенево, Широносово, Фомищево, Колюпаново. В приходе: деревня Душкино 0,5 версты, 8 дворов, 22 мужчины, 20 женщин; деревня Картавцево 5 верст, 44 двора, 142 мужчины, 169 женщин, земская школа; деревня Кишкино 0,5 версты, 38 дворов, 112мужчин, 118 женщин; деревня Кишкинские выселки 0,5 версты, 13 дворов, 36 мужчин, 39 женщин, деревня Киевцы 3,5 версты, 18 дворов, 55 мужчин, 66 женщин; деревня Лукерьино 3,5 версты, 15 дворов, 41 мужчина, 61 женщина; село Рождество-Слуки 2 двора, 5 мужчин, 5 женщин, церковно-приходская школа». Данный текст характеризует приход церкви Рождества Христова на Слуках, в котором названы селения, относящиеся к приходу, расстояние в верстах от селения до церкви, количество дворов и душ мужского и женского пола в каждом селении прихода. Кстати, загадочное слово «слука» означает борового кулика или вальдшнепа        / Даль В.. Толковый словарь великорусского языка. М. 1995.- С. 225/.
Какие же выводы напрашиваются из всего выше сказанного о селениях Серебрянь и Рождество-Слуки Алексинского уезда? Попробуем подвести итоги.
Во-первых, и Серебрянь, и Рождество-Слуки, по данным различных источников, являлись одними из древнейших поселений на территории нашего края.
Во-вторых, оба селения располагались в относительной близости от города Алексина (Серебрянь в 8-ми верстах на восток, Рождество-Слуки в 7-ми на юг), рядом с притоками реки Оки Вашаной и Крушмой в урочищах Битюги и Слуки. /Урочище – участок, отличный от окружающей местности, например: болото, лесной массив… Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка. М. 1999. с. 838/.
В-третьих, названные селения в разных источниках именуются то селами, то погостами. Между данными типами селений существует принципиальная разница: село предполагает наличие крестьянских дворов и церкви в едином комплексе, а погост размещается за пределами населенного пункта и предполагает наличие при церкви кладбища /Погост – кладбище, обычно сельское; в старину – церковь в стороне от села с прилегающим участком и с кладбищем. Ожегов. С. И. Указ. соч. с. 530/.
Именно в разнице между селом и погостом кроется разгадка интересующих нас селений и тайна их исчезновения в начале ХХ века. Предоставим слово специалистам:
«Наиболее архаичной формой низшего церковного округа в сельской местности, вероятно, следует считать погост. Слово «погост» претерпело в своей истории ряд трансформаций: в Х веке это место сбора дани, установленные княгиней Ольгой. Постепенно погост превращается в центр административного округа. Погостом называли и сам округ, и его центральное поселение. Именно погосты с древнейших времен стали местом, где ставились церкви, строились дома священников и церковно-служителей… Именно на погост стекалось население близлежащих сел и деревень на богослужения. В северо-восточных землях погост быстрее, чем в Новгороде, утратил свое первоначальное значение и превратился в кладбище с бесприходным храмом, а центр церковной жизни переместился в село» /Баловнев Л. «Погост, уезд и переезд».// Родина. 2002. №№ 11-12. с. 127/.
Так чем же все-таки являлись селения Серебрянь и Рождество-Слуки: селами или погостами? Сегодня однозначно можно утверждать, что названные селения, как минимум, с XVII века и вплоть до исчезновения, являлись погостами. Об этом красноречиво свидетельствуют следующие факты:
- относительно древнее происхождение данных населенных пунктов;
- внезапное и быстрое их исчезновение с административной карты нашего края;
- отсутствие упоминания в Писцовых книгах принадлежности данных селений частным владельцам;
- незначительная площадь территории населенных пунктов: Серебрянь – 3 десятины, Рождество-Слуки – 2,5 десятины /1 десятина = 1,09 гектара/;
- небольшое количество населения, в частности, в Рождестве-Слуках на 1915 год числится всего 2 двора, в которых живут 10 человек;
- прямое наименование Серебряни и Рождества-Слук в экономических документах погостами, а не селами.
Путаницу в этот вопрос внесли П. И. Малицкий и другие авторы, рассматривавшие Серебрянь и Рождество-Слуки не с точки зрения типологии селений, а исключительно как церковные приходские центры. По их мнению: раз приход, значит - село.
Такое представление было достаточно широко распространено в российской историографии XIX века. Об этом достаточно убедительно сказано в книге «Русские», изданной в 1999 году Институтом этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Российской Академии наук в серии «Народы и Культуры», где в главе «Русские поселения» буквально написано: «Со временем термин «погост» заменяется термином «село», а название погост сохраняется за церковной усадьбой и кладбищем» /Назв. соч. с. 211/. Именно такими селениями с церковью, усадьбами священно- и церковнослужителей, а также кладбищем и являлись интересующие нас населенные пункты Серебрянь и Рождество-Слуки. Таким образом, мы имеем полное основание квалифицировать их как погосты. С разрушением в первые годы Советской власти их церквей исчезли и сами погосты.
В заключение статьи хотелось бы высказать еще одну гипотезу. Многое из того, что нам удалось узнать о погостах Серебрянь и Рождество-Слуки, дает веские основания предполагать, что это одни из самых древних обитаемых мест на территории нашего района. Помимо прямого указания на это рядом источников, в пользу данной версии свидетельствуют:
- нахождение обоих погостов в урочищах, в местах,  не характерных для славянских поселений;
- наличие у одного из названных погостов /в целях безопасности не будем говорить, у какого именно/ группы курганных захоронений дохристианского периода, а рядом с другим вятичского городища и селища;
- особое место, занимаемое священниками церкви Рождества Христова на Слуках в иерархии священнослужителей Алексинской церковной десятины – управители духовных дел или поповские старосты. С чего бы это?
Все эти обстоятельства в совокупности указывают на то, что названные погосты могли быть созданы во время христианизации вятичей на местах их прежних языческих капищ /Капище – языческое культовое сооружение. Ожегов С. И. Указ. соч. с. 264/.
По этому поводу в уже цитированной статье написано: «Первые церкви были поставлены в Киеве, Новгороде, в центрах епархий, а также по местам поклонения старым языческим богам, чтобы народ быстрее привык к новой вере». / Баловнев Д. Указ. соч. с. 127/. А с учетом того, что процесс христианизации вятичей протекал гораздо дольше и болезненнее, чем у других славянских племен, то появление христианских погостов на местах прежних культовых сооружений более чем вероятно.
Как бы там ни было, это всего лишь гипотеза. Более определенный ответ на вопрос о времени возникновения и первоначальном назначении погостов Серебрянь и Слуки может дать только комплексное историко-археологическое исследование.
 
С. Горюшкин,
заместитель директора АХКМ по научной работе

 
P.S. Дорогие земляки-алексинцы! Если вы располагаете какой-либо информацией о местонахождении, истории и времени исчезновения погостов Серебрянь и Рождество-Слуки, просим  поделиться ею с Алексинским художественно-краеведческим музеем (тел. 6-03-74) или в редакцию нашей газеты (4-13-35)
Алексинская городская № 17  от 21 апреля 2004

https://naritg6.forum2x2.ru

Сизиф

Сизиф
Автор идеи - основатель
Автор идеи - основатель

РОЖДЕСТВО – СЛУКИ (ныне район пос. Авангард). Владения помещиков Змиевых. Майором Змиевым Александром в 1775 году построен храм во имя Рождества Христова. В 1791 году его жена Змиева Агрипина устроила в храме придел во имя Чудотворца Николая. [Малицкий П.И. Приходы и церкви Тульской епархии. Тула, 1895].

https://naritg6.forum2x2.ru

Вернуться к началу  Сообщение [Страница 1 из 1]

Права доступа к этому форуму:
Вы не можете отвечать на сообщения